В Татарстане стартовал четвертый сезон обучающего исследования «В поисках углеродного следа»

5 октября 2025 г., воскресенье

В Республике Татарстан четвертый год проходит масштабное обучающее исследование «В поисках углеродного следа»*. Мероприятие длится всю осень и охватывает 850 участников из 8 районов Республики Татарстан. Обучающее исследованин проводится ежегодно с 2022 года Компанией  «Татнефть» и Всероссийского образовательного проекта «Образ будущего». За это время его участниками стали уже тысячи школьников и педагогов, которые научились оценивать влияние привычных действий на экологию и искать экологичные решения.

«В поисках углеродного следа» — это не просто урок или лекция, а настоящее исследование. Школьники открывают специальные чемоданчики, внутри которых — задания, карточки, реквизит и полезные эко-предметы. Они сами становятся настоящими исследователями: открывают чемоданчики с восторгом, изучают содержимое, обсуждают решения, делают расчёты. Здесь нет громкой музыки, фоновых отвлекающих шумов — только звуки природы, пение птиц и атмосфера научных открытий. Всё это помогает детям полностью погрузиться в процесс.Взрослые в этот момент остаются лишь наблюдателями, а вся работа — от начала до конца — принадлежит школьникам.

 

«Для компании «Татнефть» очень важно, что проект «В поисках углеродного следа», который уже проходит в четвёртый раз, открывает сегодня новый сезон. Это значимое, живое мероприятие. Мы видим, как дети вовлекаются в процесс, который не только в теории знакомит с экологической деятельностью, но и в игровой форме позволяет погрузиться и на практике рассчитать углеродный след.»

Эльмира Газизова, директор Благотворительного фонда «Татнефть».

 

Новый сезон — новые вызовы

В 2025 году школьников ждут три исследовательских чемоданчика, разработанных учеными, педагогами и художниками на основе идей самих ребят. Каждый чемоданчик — это задания, реквизит и полезные эко-предметы, которые превращают обучение в увлекательное исследование.

  • «Как дать вторую жизнь вещам?» — вместе с персонажем Региной участники узнают, что экологичнее: отдать старые футболки или превратить их в новые изделия. Это исследование связано с принципом Reuse (повторное использование).
  • «Какой выбрать автомобиль?» — Марсель предложит сравнить электромобиль и машину с двигателем внутреннего сгорания, чтобы понять, какой транспорт менее вреден для природы. Это изучение принципа Reduce (снижение потребления).
  • «Как создать школьный кружок?» — учитель Лилия Олеговна вместе с ребятами решит, как переработка пластиковых крышек и макулатуры помогает сократить углеродный след. Чемоданчик посвящен принципу Recycle (переработка).

Школьникам предстоит самостоятельно рассчитать углеродный след и вместе с героями найти экологически грамотное решение.

 

«Каждый год дает нам новую возможность рассказать школьникам о том, как в повседневной жизни можно следовать экологичному пути достижения своих целей: от передачи одежды на благотворительность до переплавки крышечек в новые изделия. Чемоданчики спроектированы так, что, открывая их, подросток сразу погружается в исследование, сам его проводит, изучает карточки, делает расчеты, взрослым остается только наблюдать за процессом и убеждаться в том, что современные дети умные, любопытные и неравнодушные к окружающему миру.»

Айгюль Шадрина, руководитель Всероссийского образовательного проекта «Образ будущего».

 

Запуск нового сезона обучающего исследования

1 октября в Альметьевске состоялся первый этап исследования — обучающий семинар для педагогов. 75 учителей естественных и точных наук из районов Юго-Востока Татарстана познакомились с чемоданчиками, проверили задания на практике и дали экспертную оценку содержанию. Они отметили, что задания соотносятся с программой 8 класса и подходят для проектной работы. Учителя не только изучили методическую часть, но и сами прошли путь школьников, чтобы убедиться: исследование будет понятным, интересным и полезным.

 

Запуск нового сезона состоялся 2 октября в Альметьевске, в кампусе АГТУ ВШН. 100 участников из разных школ города рассчитали углеродный след по трем темам «Вторая жизнь вещам», «Выбор автомобиля» и «Создание школьного кружка». Обучающее исследование стало настоящим праздником знаний и открытий: восторг от распаковки чемоданчиков, научный азарт и неподдельный интерес сопровождали ребят на протяжении всего исследования.

 

После запуска в Альметьевске, обучающее исследование продолжится и в других районах Республики Татарстан. Чемоданчики вместе с командой молодых ученых отправятся в Азнакаевский, Лениногорский, Черемшанский, Бугульминский, Сармановский, Бавлинский и Ютазинский районы.

 

«Сегодня в Высшей школе нефтистартовал четвёртый сезон обучающего исследования «В поисках углеродного следа». В этом году мы охватим 8 районов. И для нас это не просто обучающее исследование, а важный междисциплинарный проект, где физика, химия, биология и математика перестают быть только формулами и находят применение на практике. Мы надеемся, что этот проект станет важной возможностью для детей научиться осознанному потреблению.»
Дмитрий Несмин, руководитель программы поддержки и развития образования «Одаренные дети».

 

«В данном обучающем исследовании участвую уже в четвёртый раз. Впечатления только положительные: каждый год узнаю много нового и интересного. Стараюсь решать задания так, как решали бы мои ученики. Очень благодарна организаторам за возможность участвовать в расчётах углеродного следа».
Гараева Анастасия Сергеевна, учитель биологии и химии МБОУ СОШ №13, г. Лениногорск.

 

«Мне сегодняшнее мероприятие очень понравилось. Мне попался чемоданчик на тему “Как создать школьный кружок”, и я смогла рассчитать углеродный след. Тема экологии сейчас очень важна, потому что она помогает сохранить природу и уменьшить загрязнение нашей планеты. Я сама сдаю пластик, а в школе мы собираем макулатуру, где я тоже участвую. Поэтому эта тема мне близка и интересна!»
— Кильдюшова Александра, ученица МБОУ «СОШ №20», г. Альметьевск.

 

Проект помогает школьникам не только изучать теорию, но и видеть, как маленькие действия в повседневной жизни влияют на окружающую среду. Такой опыт формирует у подростков привычку принимать ответственные решения и заботиться о природе уже сегодня.


*Углеродный след – это совокупность выбросов парниковых газов (диоксида углерода, метана и других), произведенных человеком, организацией, мероприятием или продуктом. Снижение углеродного следа является важным для сохранения экологии.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International