1. История поселения

История деревни Кичучатово, Альметьевского района Республика Татарстан

   Деревня Кичучатово была основана 1747-52годах шестым прадедом Р.Фахретдинова, Юлдашем Ишкаевым, выходцем из села Шырдан, Зеленодольского района. Он приехал на семи повозках и остановился на пересечении двух речек, откуда начинается река Кичуй. И именно с этим событием связано название села Кичуй-Кичу, перекресток- чат.

   Документальных данных об основании д. Кичучатово нигде не сохранились, но в научно- библиографическом сборнике « Р. Фахретдин » в воспоминаниях Асмы  шараф приводятся такие строки: «По словам отца, его прапрадед Юлдаш бине Ишкай родился и вырос в древнем мусульманском селе Шырдан, что находился на высоком берегу Волги. После поражения Казанского ханства, испугавшись насильственной христианизации, мусульмане Шырдана были вынуждены переселиться в другие места. В т.ч. Юлдаш бабай со своими соседями и родственниками, СОБРа свои пожитки, взяв скотину, выехали из Шырдана, оставив родные  места и могилы предков. В прекрасные летние дни они проехали довольно много земель  и наконец достигли мест слияния двух рек. Им понравился чернозем, богатство лугов ягодами, густой лес и они осели тут, основав новую деревню. Эта деревня упоминается в книге «Таварике Булгария» (История Болгарии). Находилась она на берегу реки Кичуй…

   «Все потомки Юлдаша родились в д. Кичучатово, прожили здесь свою жизнь и похоронены здесь же. Все они были образованными, представителями духовенства».

   Доказательством этих строк являются надмогильные камни, которые находятся на кладбище д. Кичучатово и которые сохранились по сей день.

   Основатель мемориального музея Р.Фахретдинова- Самдун Фархутдинов, в своих статьях несколько раз приводит дату 1947-52гг., т.к.он встречаясь с родным братом Р.Фахретдинова- Салихом Фахретдиновым убеждается в своей правоте еще раз, потому -что прежний мулла д. Кичучатово- Салих Фахретдинов также ссылается на эти годы. («Избранные статьи»/ Ф.Самдун.-Альметьевск 2000.С.26-27).

   Количество дворов в годы основания села не менее семи, т.к. эта цифра фигурируется во всех воспоминаниях. Кроме того, когда Юлдаш Ишкаев ехал на лошадях на то место, он остановился со своими спутниками на ночлег в мишарской      деревне. На Черемшанской земле к ним присоединились еще несколько семей, которых по месту прибытия Юлдаш поселил от Татар, на другом конце деревни. Места их поселения по сей день, в народе называют « Мишэр очы ». Следовательно, можно утверждать, что в годы основания села было не менее семи дворов.

   До революции власть в деревнях находилась под руководством духовенства. В деревне Кичучатово в эти годы работали две мечети: первая на том месте, где сегодня находится СДК, вторая находилась на углу, где сегодня находится дом Бикчантаева Саммата, муллы же подчинялись ахунам..

   Надо отметить, что в годы гражданской войны, крестьяне села претерпели не мало. По словам старожилов, через деревню со стороны д. Миннебаево, в сторону д.Нагорное, прошло восстание вилочников. Об этих событиях упоминается в книге И.Р.Тагирова «Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХв., 100стр.). «Вскоре было обнаружено, что на протяжении одной версты растянулся обоз вилочников. Подъезжая к селу, они, слезая с саней, стали рассыпаться. Увидев их толпище, сочувствующие крестьяне, стали бить в набат и с крыши махать белыми платками, сообщая тем самым, что в село можно вступать. Советский же отряд, во главе с военкомом, едва смог унести ноги…

   Эти события разворачивались по Чистопольскому тракту, ведущему через Альметьевск, Заинск на Бугульму, и потому имели особое значение для хода восстания».

   Именно так описывала эти события долгожительница д. Кичучатово- Нагима Фархутдинова. Она добавила, когда проходило через деревню восстание вилочников, женщины и дети прятались куда могли, т.к. восставшие восстали во благо народа.

   У историка И.Тагирова и у долгожительницы села мнения совпадают.

Приводимый И.Тагирова, Чистопольский тракт проходит мимо д. Кичучатово, вдоль леса Мурат.

   Первая мечеть, которая построена на том месте, где сегодня находится СДК, годом строительства можно считать годы основания деревни, т.к. первым муллой первой мечети был основатель деревни Кичучатово- Юлдаш Ишкаев. Должность имама из поколения в поколение занимали предки Ризаэтдина Фахретдинова: Юлдаш-Бикмухаммед-Субханку-Фахретдин Салих. Первая мечеть была закрыта 1932 году, указом Президиума Верховного Совета ТАССР. Вторая мечеть была закрыта Указом Президиума Совета ТАССР от 16 мая 1939г. В эти годы председателем духовного собрания села был Кашапов Ризаэтдин, а имамом Шакирзянов Шарифзян.

   5 июня 1991 г.началось строительство новой мечети, по проекту и под непосредственным контролем Самдуна Фархетдинова. Строительсвтво финансировалось НГДУ «Елховнефть» (начальник Нугайбеков А.Г.) и за счет личных пожертвований граждан села.

Мечеть открыли 9 октября 1992г. и решением схода граждан, назаратом мусульман Татарстана, названа именем Ризаэтдина бине Фахретдина.

   Богата наша деревня и великими людьми.

Один из них Ризаэтдин Фахретдинов- известный татарский историк, исламовед, видный религиозный деятель, муфтий России в 1922-1936гг. Он оставил значительное научное наследие, которое составляет свыше сто томов, большая часть населения осталась неизданной. Около сорока томов рукописных сочинений и материалов ученого ныне хранятся в институте истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук.

   Родиной Р.Фахретдинова является д. Кичучат Альметьевского р-на Республики Татарстан, где и находится его мемориальный музей. Р. Фахретдинов родился 4 января 1859г. в семье имама Фахретдина. С раннего детства маленький Ризаэтдин отличался любознательностью и умом. Уже в 5 лет он научился чтению и письму от своих родителей, которые были образованными людьми и обучали сельских ребятишек.

   Первым учебным заведением, в котором Р. Фахретдинов официально получал знания, было медресе города Чистополя, где он проучился один год. Затем он продолжил образование в д.Нижнее Чершилы (ныне Лениногорский р-н РТ). В этой деревне он прожил 20 лет. В течение десяти из них учился, а остальные десять лет учительствовал. Хотя будучи шакирдом он уже давал уроки. За эти годы Р. Фахретдинов прославился как педагог и писатель. Получив в этом медресе звание имама, Р.Фахретдинов назначается имамом деревни Ильбяково (ныне Азнакаевский р-н, РТ), где проработал два года.

   В феврале 1891г. Р. Фахретдинов избирается на должность судьи (казыя) Оренбургского мусульманского духовного собрания. Ведя активную научную работу, Р.Фахретдинов параллельно изучал и архив Духовного собрания. Материалы этого богатейшего фонда легли в основу его фундаментального двухтомного исторического исследования «Асарь» («Следы»), издававшегося 1900 по 1908гг. Произведение био-библиографического характера содержит около 1000 биографий видных личностей, ученых, деятелей культуры региона Поволжья и Приуралья, а также всего мусульманского Востока.

   Помимо исторических трудов Р.Фахретдинов много работал по теоретической и практической педагогике. Его перу принадлежат целая серия работ по проблемам воспитания и образования подрастающего поколения.

   Р.Фахретдинов писал и литературные произведения.

   Именно Р.Фахретдинов основал серию «Знаменитые мужчины» и «Знаменитые женщины» в 1903г.

   В 1908г. он становится редактором журнала «Шура» («Совет»)

   В 1922г. по настоянию председателя ВЦИК М.И.Калинина, Р.Фахретдинов избирается Муфтием Центрального духовного управления мусульман России. В сентябре 1925г. он был официально приглашен на 200-летие Академии наук СССР, как историк и просветитель.

   В 1926г. в качестве руководителя советской делегации участвует в Первом Всемирном конгрессе мусульман в Хиджазе (ныне Саудовская Аравия), где был избран вице-президентом конгресса.

   В годы в ЦДУМ муфтий активно защищает интересы российских верующих и священнослужителей, добивается сохранения архивов, библиотек при мечетях. Благодаря упорству муфтия был спасен от уничтожения богатейший архив ЦДУМ, который по инициативе в 1938г. был передан на государственное хранение.

   Р.Фахретдинов умер 12 апреля 1936г., похоронен на татарском кладбище города Уфы.

 

   Вторая личность- это Миннебаев Талгат Хазиахметович. Он родился 1953г. и вырос в д.Кичучатово, Альметьевского р-на Республики Татарстан. Учился в Кичучатовской неполной-средней школе. Состоял на воинском учете- лейтенант. Обладал русским и арабскими языками. С 1970-1975гг.являлся студентом Казанского государственного университета им.Ульянова- Ленина. С. 1975-1978гг. работал редактором радиогазеты производственного объединения «Нижнекамснефтихим». С 1978-1982гг. аспирант Московского факультета журналистики МГУ им.Ломоносова, а с 1982-1986гг. ассистент кафедры журналистики, госуниверситета г.Казани. С 1986-1987гг. доцент Госуниверситета г.Казани. 1987-1990гг. работал инструктором отдела пропаганды и агитации «Татарский обком КПСС» г.Казани. С 1990г. работал заведующей кафедрой теории и практики журналистики, Госуниверситета г.Казани.

Присуждена ученая степень- кандидат филологических наук в 1983г. 31 марта 1991г. все остановилось, как сердце неизменного служителя народа, если даже незащищенной, незаконченной докторская диссертация на тему: «Пресса- как субъект деятельности политики» («Матбугат- сэяси эшчэнлек субъекты»).

 

 

 

 

 

 

Последнее обновление: 22 марта 2021 г., 14:51

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International