Наводчик-оператор танка управления 1 танковой роты танкового батальона 218 танкового полка 127 мотострелковой дивизии младший сержант Киряков Иван Владимирович, позывной «Мажор», 17.05.2002 r.p., родился в г. Заинск, Республика Татарстан.
8 марта 2022 года убыл в район проведения СВО, в должности наводчика-оператора танка управления 1 танковой роты танкового батальона 218 танкового полка 127 мотострелковой дивизии.
6 июня 2023 года в ходе отражения молниеносной атаки противника на Времевском тактическом направлении, «Мажор» одним из первых занял назначенный огневой рубеж, на одном из самых танкоопасных направлений, с которого приступил к разведки местности.
Противник в тот день бросил в бой превосходящие по численности войска. В живой силе - в 3 раза. В бронетехнике - в 2 раза, для прорыва наших оборонительных рубежей и развития успеха наступления до побережья Азовского моря.
Экипаж, проведя маскировку боевой машины, ожидал подход бронетехники ВСУ. Операторы БПЛА танкового полка вели контроль за выдвигающимся противником, колонна которого в количестве 7 ед. была обнаружена на удалении до 12 км.
«Мажор» выжидал подход главных сил врага, чтобы огнем прямой наводкой, нанести ему огневое поражение.
Шли длительные минуты ожидания, «Мажор» вновь и вновь проверял готовность комплекса вооружения танка Т-80 БВМ к боевой работе. Операторы БПЛА через вышестоящее командование докладывали, что колонна противника продвигается все ближе и ближе к нашим передовым рубежам, где танковыми подразделениями полка «врагу заслон поставлен прочный».
«Мажор» находился на самом дальнем огневом рубеже, на господствующей высоте, с которой просматривались и простреливались все полевые дороги и лесополосы.
Над огневым рубежом «Мажора» туда и обратно на низкой высоте пролетело «крьшо» (вражеский БПЛА, иностранного производства), которое по своему характерному звуку и своим размерам был обнаружен экипажем танка.
«Мажор» доложил командиру танка о том, что позиция танка на огневом рубеже «срисована» (обнаружена).
Командир танка принял решение сменить огневую позицию, назначив новые сектора стрельбы, и ожидать подход главных сил противника.
Спустя 20 минут волнительного ожидания, прошла разведывательная информация, которая установленным порядком была доведена до «Мажора», о том, что средствами разведки противника были вскрыты огневые рубежи и позиции наших танковых подразделений, вследствии чего колонна бронетехники ВСУ, состоящая из образцов Западного производства, приступила к смене направления основного удара. Противник начал маневрирование, пытаясь побыстрее уйти с маршрута движения, зная о том, что пройдя ещё 10 минут и колонна была бы расстреляна «как банки в тире».
Операторы БПЛА сообщили танкам на огневых рубежах, что противник начал менять направление движения и уходить с маршрута. Командирам батальона, танковым бронегруппам была поставлена боевая задача: «Огнем с закрытых огневых позиций, используя осколочно-фугасные боеприпасы, нанести огневое поражение по колонне противника, не давая ей возможности развернуться и скрыться в другом направлении».
«Мажор», используя электронную карту определил дальность до цели и угол места цели. Операторы БПЛА были предупреждены, о том, что танки начинают работать по противнику с закрытых огневых позиций и им требуется корректировка. (Стрельба с закрытых огневых позиций - по принципу артиллерийского огня. Противника не видим).
«Мажор», зарядив в канал ствола осколочно-фугасный боеприпас, произвел выстрел. Операторы БПЛА сообщили: север - 700 м., запад - 400.
«Мажор», введя корректуру, произвел 2-ой выстрел, который был отклонен от цели по северу - на 200 м., западу 150 м. Противник понимая, что по нему начинают перестрелку, спешно стал покидать полевую дорогу.
«Мажор» произвел на упреждение 3-ий выстрел, который разорвался по данным операторов БПЛА вблизи с боевой машиной противника, обездвижив её. Противник приступил к эвакуации штурмовой группы, которая спешно пыталась покинуть поврежденную бронированную машину.
Танкисты по команде «Мажора» приступили к нанесению огневого поражения. 3 танка одновременно открьли стрельбу с закрытых огневых позиций.
Внося поправки стрельбы, «Мажор» поразил прямым попаданием боевую машину, на которую загружалась пехота противника из поврежденной 3-им выстрелом машины.
На боевую машину «Мажора» спустя 7 выстрелов БПЛА противника («баба-яга») сбросил кумулятивную гранату. В танке произошла тряска, экипаж не понимал, что случилось. Командир танка приказал «Мажору» открыть крышку люка и оценить обстановку. Начав приоткрывать люк, произошел 2-ой удар и экипаж понял, что над их боевой машиной завис БПЛА противника, который скидывает кумулятивные гранаты.
Благодаря установленной на башне динамической защите («коробочки с тротилом»), 2 кумулятивные гранаты, сброшенные противником, были уничтожены направленным взрывом при соприкосновении с динамикой.
Командир танка приказал экипажу приступить к откату и при необходимости бороться за живучесть боевой машины, покинув её при необходимости в самый крайний момент.
Совершая откат, на танк были сброшены последовательно 3 и 4 гранаты, вследствии чего кумулятивной струей была прожжена башня танка, и началось возгорание боевой машины. 4 граната повторно пробила башню, вследствии чего произошла взрывная ампутация левой руки командира танка.
Самоотверженными действиями «Мажор» оказывал помощь экипажу танка в покидании горящей машины и оказании первой медицинской помощи членам экипажа, в дальнейшем эвакуации командира на броне другого танка в ближайший медицинский пункт.
Экипаж танка представлен к Государственным наградам Российской Федерации - награжден орденами мужества.