Всемирный день велосипеда (World Bicycle Day), который отмечается сегодня, 3 июня, провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 2018 года (резолюция 72/272). Соавторами документа стали 56 государств. А с инициативой учреждения этой международной даты выступили представители Туркменистана.
Поэтому, основываясь и подтверждая уникальность, давнюю историю и многофункциональность велосипеда, который является простым, недорогим, надежным и приемлемым видом транспорта, ООН поддержало это предложение. А поскольку велосипед – самый экологически чистый вид транспорта, то его использование способствует бережному отношению к окружающей среде, поддержанию здоровья и развитию спорта.
Альметьевск по праву называют велосипедной столицей России. Здесь , благодаря поддержке руководства республики, ПАО «Татнефть» успешно реализуется масштабный проект по строительству велосипедной инфраструктуры.
Немного истории. При разработке стратегии создания комплексной сети велодорожек в Альметьевске был учтён опыт схожих по климатическим условиям городов: Монреаля, Лондона, Осло, Хельсинки, Копенгагена, Оулу. Проект обсуждался с горожанами и были проведены социологические исследования. В опросе приняли участие респонденты от 15 лет до 60 лет и старше. Результаты показали: 75% респондентов, не пользующихся велосипедами, заявили, что готовы ими пользоваться при условии создания комфортной и безопасной велоинфраструктуры. Именно на этих людей, в первую очередь, и ориентирован этот проект.
Было принято решение начать работы весной 2016-го. В рамках первого и второго этапов строительства велодорог ( 2016 - 2017 гг) были построены 83 км велодорог. Работы в данном направлении велись ежегодно. На сегодняшний день в Альметьевске уже построено более 100 км велодорожек. Всего в рамках проекта запланировано строительство 200 км.
С 2016 года по сегодняшний день выполнены масштабные работы переустройства инженерных коммуникаций. Велодорожки в Альметьевске появились на зеленой зоне, параллельно автомобильным дорогам, что создает максимальный уровень безопасности для участников велодвижения. Также для обеспечения безопасности передвижения велосипедистов перекрёстки были дополнены светофорами с секцией "Велосипед", специальной разметкой и знаками. При строительстве велодорожной сети применяются специальные технологии, которые гарантируют эксплуатацию дорожного покрытия до 10 лет.
Наличие сети велодорожек потребовало их качественного круглогодичного содержания. Для решения этой задачи были приобретены малогабаритные универсальные коммунальные машины, оснащенные различным навесным оборудованием. С их помощью была обеспечена всесезонная работа по очистке велодорожек от снега и мусора. Зимой велодорожки также активно эксплуатируются велосипедистами.
Важно отметить, что строительство велодорог ведётся параллельно и с обустройством тротуаров. С появлением качественной велоинфраструктуры увеличилось число жителей, регулярно пользующихся велосипедами. Первое – это удобство и мобильность. Каждый житель на велосипеде сможет доехать до места работы, учебы или отдыха. Второе – это экология. Третье – это здоровье. Велосипед снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, положительно влияет на суставы и кости и на общее состояние организма.
Важный и значимыйс тренд последних лет — это снижение уровня смертности населения. Именно в Альметьевске самая большая динамика снижения смертности среди всех городов. Четвертый фактор – это экономика. Развитие велоинфраструктуры – это сильнейший толчок для развития малого и среднего бизнеса: велопрокатов, новых кафе, сервисов.
Для тех, у кого нет своего велосипеда, в городе появился новый проект. В тестовом режиме был дан старт байкшерингу – уникальному проекту "Gobike", не имеющему аналогов в России. Это инновационная система аренды велосипедов через приложение в телефоне без фиксированных станций.
Огромен интерес к Альметьевску со стороны других городов, как Москва, Санкт-Петербург, Пушкино, Гусев, Златоуст, чьи специалисты уже приезжали за опытом строительства велоинфраструктуры. В Альметьевске ежегодно успешно проходят масштабные всероссийские и международные соревнования по велоспорту.
Кстати, сам велосипед, как вид транспорта, используется уже на протяжении 200 лет. Считается, что первый в мире двухколесный велосипед изобрел уроженец Прикамской земли Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода. Конструкция «транспорта» была настолько прочна, что мастер совершил на нем нелегкое путешествие (со скоростью 10 км/ч) от Урала до Петербурга на коронацию Александра I в 1801 году, где и был «презентован» императору. А датой рождения велосипедного спорта в мире принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу прошла первая велогонка на 2000 метров.
За свою историю колесное транспортное средство подверглось массе модификаций: «пережило» увеличение и уменьшение переднего колеса, становился тандемом, адаптировался для женщин-велосипедисток, детей и инвалидов… Кстати, производство велосипедов сыграло большую роль в создании технической базы для других видов транспорта, прежде всего мото– и автотранспорта.
Пресс-служба главы Альметьевского муниципального района